Мир не стоит на месте. Каждый день человечество изобретает новые технологии, а привычные нам сферы жизни кардинально меняются под их натиском. Даже система образования сегодня выглядит совсем не так, как выглядела еще вчера. Современные тренды в обучении заставляют взглянуть на образовательный процесс под принципиально новым углом. Из них мы собрали топ-9 самых актуальных и перспективных направлений, которые задают курс развития всем студентам, преподавателям и учебным заведениям мира.
Преподаватели — главная составляющая экосистемы как школьного, так и университетского обучения. Именно поэтому теперь к ним предъявляется все больше требований, а именно: теперь педагоги должны соответствовать компетенциями и навыками нынешнего поколения. Только так они смогут обеспечить студентам действительно востребованный и практический опыт, а также познакомить их с самыми лучшими из доступных технологических решений.
В связи с этим появляется потребность в программах профессионального развития по педагогике и профильным специальностям. Преподаватели должны расширить набор своих методов обучения и повысить свою способность к латеральному мышлению. Так, Международное общество по технологиям в образовании (ISTE) предоставляет курсы повышения технологической осведомленности для педагогов, имеющих членство. Преподаватели проходят очное и онлайн-обучение, после чего в качестве теста должны самостоятельно создать электронное портфолио. Лишь после этого им выдается сертификат ISTE, подтверждающий их цифровую компетентность. В 2020 году педагоги с такими сертификатами ценятся все выше.
Параллельно с данным трендом наблюдается еще одна побочная тенденция в образовании — зарождение новых преподавательских ролей. Как учащиеся должны из года в год адаптироваться к новым дисциплинам и схемам обучения, так и учителя должны адаптироваться к своим новым обязанностям и задачам.
Одна из новых ролей для современного преподавателя — это роль студента. Учитель перестает быть «источником знаний» и превращается в исследователя, такого же любопытного и неопытного, как его ученики. Благодаря этому меняется и сама цель преподавания — теперь педагог должен направлять студентов в процессе обучения, помогать им расти и позволять делать собственный выбор. Таким образом, преподаватель становится наставником и информационным гидом.
За последние годы искусственный интеллект как гибкий инструмент обучения стал одной из самых животрепещущих тем для обсуждения в сфере IT. Ожидается, что уже к 2023 году частота использования искусственного интеллекта в школах, университетах и онлайн-обучении вырастет минимум на 47%.
Внедрять искусственный интеллект планируется не только в старшие школы и высшие учебные заведения, но и в начальные классы. В последнем случае ИИ поможет геймифицировать обучение для детей и сделать его более интерактивным. Редактор журнала EdTech Дуг Бондеруд считает, что внедрение ИИ начнется с роботизированных помощников в классе, а затем перейдет к более умным программам искусственного интеллекта, которые способны самостоятельно фиксировать прогресс и ошибки каждого студента.
ИИ потенциально может сделать образование более инклюзивным и доступным, поскольку образовательные программы с поддержкой ИИ можно легко адаптировать к индивидуальным способностям студента. Таким образом, возникает и другая тенденция в образовании — персонализированное обучение.
Студенты могут самостоятельно корректировать модули так, чтобы обучение было не только интенсивным и эффективным, но и комфортным для них. Это, в свою очередь, позволит извлечь из обучения максимальную пользу, необходимую для дальнейшего развития каждого студента в отдельности. Вдобавок уже существует множество приложений и программ на базе ИИ, которые тоже могут помочь студентам лучше понимать и применять концепции в таких областях, как наука, инженерия, искусство и математика.
Вместе с ИИ развиваются и технологии, необходимые для расширения доступности образования. Многие из них открывают новые перспективы для студентов с ограниченными возможностями, а также для тех, у кого имеются проблемы с чтением материала (например, при дислексии). Это подразумевает функции перевода голоса в текст и текста в голос, а также аудиовизуальный контент. В Пенсильванском университете, например, считыватели экрана и камеры помогают слабовидящим студентам заниматься в общих группах. А такие технические средства, как тактильные чертежные доски или дисплеи Брайля, облегчают процесс.
Искусственный интеллект и цифровые технологии обеспечивают инклюзивность, которая распространяется и на местоположение. Так, студенты в удаленных местах теперь могут получить доступ к качественному образованию всего лишь с помощью ноутбука и веб-приложений, а также проходить автоматизированные курсы без прямого участия преподавателя.
В прежние времена учебные заведения являлись разрозненными объектами, отдаленными друг от друга не только в методологическом плане, но и в территориальном. Зачастую это препятствовало научному сотрудничеству и интеграции, изолировало одни сообщества от других и тормозило общий прогресс человечества. К счастью, в XXI веке это больше не проблема!
Видеоконференции — огромная часть процесса дистанционного обучения в современных школах и университетах. Для студентов это не только шанс завести друзей в отдаленных уголках света. Это также уникальная возможность практиковать свои коммуникативные и языковые навыки, совместно работать над проектами в режиме реального времени, обмениваться опытом и учиться у профессионалов и экспертов, находящихся в тысячах километров от своей аудитории.
Видеоконференции помогают поддерживать связь и со студентами, находящимися на домашнем обучении. Например, в случае болезни у студента есть возможность присутствовать на занятиях онлайн и не пропускать ценные уроки.
Еще одна тенденция в образовании — практика внеклассного обучения, точнее, расширение возможностей для него. Для этого многие штаты Северной Америки встраивают Wi-Fi-роутеры в свои школьные автобусы. Имея доступ к интернету, учащиеся могут делать домашнюю работу прямо в дороге. Такое решение поддержали многие школы после того, как было выявлено, сколько времени студенты тратят впустую во время переезда от дома до школы и обратно, а также во время школьных экскурсий.
Так, Wi-Fi в автобусах даже усовершенствовал внеклассные занятия: по дороге в музей преподаватель может попросить учащихся выполнить какое-то задание, например найти и изучить информацию о достопримечательности, обзор которой запланирован.
Еще один тренд в обучении, который сохраняет актуальность не первый год, а в 2020-м превращается в отдельную образовательную нишу. Что такое микрообучение? В связи с бешеным ритмом современной жизни у многих людей не хватает времени на полноценное изучение материала, не говоря уже о просмотре двухчасового вебинара. Решением этой проблемы становятся 10–15-минутные обучающие видео.
Микрообучение предполагает не просто обрывки знаний, а «упакованную» и сжатую информацию, которая осваивается дозированно в течение короткого периода времени. Например, во время обеденного перерыва или по пути на работу. Такие ролики дополняются практическими заданиями, чек-листами и шаблонами, следующими за каждым уроком образовательного курса.
Микрообучение также обладает следующими особенностями, которые можно считать его преимуществами:
Отсюда происходит еще одна тенденция в образовании — его мобильность. Ежегодный рост числа пользователей интернета, выходящих в сеть с мобильных устройств, повышает спрос на онлайн-курсы и образовательные платформы. По данным Mediascope, каждый год число мобильных пользователей интернета увеличивается примерно на 15%.
Поведенческие и эмоциональные расстройства — бич XXI века, наблюдаемый в разных странах, независимо от их уровня жизни. Неврозы, депрессии, синдром дефицита внимания и гиперактивность в последние годы диагностируются у школьников и студентов все чаще. Данная тенденция обусловлена многообразием и изменчивостью мира, к которому порой сложно адаптироваться. На подростках 12–16 лет также сказываются такие вещи, как стресс из-за экзаменов, психологическое давление родителей и преподавателей, буллинг (травля) со стороны сверстников.
Так, исследование, проведенное по заказу британской Национальной службы здравоохранения в 2017 году, показало: каждый восьмой ребенок в Англии с 5 до 19 лет страдал минимум от одного психического расстройства. С того момента в качестве эксперимента в 400 английских школах были введены обязательные уроки осознанности, целью которых стало улучшение и стабилизация психического здоровья молодежи.
Осознанность — это умение отслеживать и останавливать свои эмоции, что, соответственно, повышает стрессоустойчивость, снижает риск возникновения депрессии и помогает в борьбе с тревожными расстройствами. Такие уроки осознанности включают в себя работу с экспертами в области психологии, а также изучение медитаций, техник релаксации и дыхательных упражнений, позволяющих лучше контролировать свое эмоциональное состояние. По мнению доктора Джессики Дейтон из University College London, подобные уроки помогают учащимся не только нормализовать свое текущее поведение, но и готовят их к трудностям взрослой жизни и построению успешной карьеры.
Перечисленные тенденции образования — наглядные иллюстрации того, в каком направлении движется наш мир. Он, как и обучение, становится все более сложным и многоуровневым, интегрируемым со сферой IT и следующим по пути глобализации. Можно с уверенностью сказать, что данные тренды скоро воплотятся в реальность и займут свое место в повседневной жизни многих студентов, школьников и преподавателей. Остается только следить за ними и учиться применять их на практике, ведь это шанс оказаться в числе новаторов, гениев и будущих лидеров.