Дистанционное образование: история, технологии, обзор преимуществ

Современные методы обучения, которые полностью изменят образование в 2020 году
20 мая, 2020

Технологический прогресс давно позволяет нам оставаться на связи, находясь в любой точке мира — сейчас этим мало кого можно удивить. И тем не менее точно такая же технология, примененная к другим сферам жизни, например, образованию, иногда сталкивается с критикой. К счастью, в последние годы широкое распространение дистанционного обучения постепенно сняло проблему массового неприятия и сравнения с образованием традиционным: сейчас уже не так важно учитесь вы очно, заочно или дистанционно. Даже больше, плюсы дистанционного образования (самостоятельное планирование, экономия средств, времени и проч.) становятся все более очевидны. Однако наряду с преимуществами есть у него и свои особенности, а также недостатки. Поэтому, прежде, чем определить, подходит ли вам этот формат обучения, стоит подробно разобраться в его нюансах и понять, как проходит дистанционное обучение сегодня. 

Что такое дистанционное обучение

Дистанционное обучение — это особая форма взаимодействия студента с преподавателем с использованием специализированных технологий и инструментов (сайт дистанционного обучения, email, Skype, мессенджеры). Если в основе классического очного образования лежит физическое присутствие и реальное общение между сторонами, то в случае с дистанционным обучением оно не является обязательным и обычно не предусмотрено вовсе. 

Таким образом, сейчас совсем не обязательно ехать на учебу в другой город: многие университеты Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России и мира предлагают получить образование дистанционно. Такие возможности сильно упрощают жизнь тем, кто по различным обстоятельствам не может лично участвовать в очном образовательном процессе, при этом качество получаемых знаний не страдает. 

Помимо удаленных программ от государственных вузов, различные дистанционные курсы, дистанционное дополнительное образование, онлайн-лекции и тренинги предлагают специализированные платформы онлайн-обучения. 

История дистанционного обучения

Фундамент современного дистанционного обучения был заложен в Европе еще в 18 веке, когда начала активно развиваться почтовая система. Процесс получения знаний “на удаленке” поначалу был весьма примитивный: студент по почте получал задания и учебные материалы, вел переписку с преподавателями по всем вопросам и с помощью доверенных лиц сдавал экзамены. 

В России система дистанционного обучения начала зарождаться чуть позже — в конце 19 столетия — и стала активно развиваться уже в 20 веке, когда появились первые телеграфы и телефоны. Следом начали распространяться телевизоры, а вместе с ними — научные программы, которые мог смотреть абсолютно любой желающий (тоже своего рода дистанционное обучение). Хотя просмотр телевизионных передач нельзя назвать планомерным образованием, к тому же процесс не предполагает какой-либо обратной связи, тем не менее даже телевидение повлияло на то, как сегодня выглядит дистанционная форма обучения. 

Первые университеты дистанционного образования начали появляться по всему миру в том же 20 столетии. Например, знания без необходимости посещать учебное заведение предлагали Открытый Университет Великобритании, INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Открытый Университет Хаген (Германия), Национальные Технологический Университет (США) и многие другие. Как правило, стоимость дистанционного обучения была ниже стоимости обучения в классе, что стало еще одной причиной роста популярности новой формы образования, которая сделала знания более доступными. Наконец, настоящая революция случилась после появления компьютеров, а следом и интернета, и их распространения в повседневной жизни людей. Отныне получить образование стало еще проще, а новые технологии улучшили методику дистанционной передачи и закрепления знаний.

Экспоненциальное развитие технологий и их распространение в мире привело к тому, что на данный момент практически все ведущие университеты мира предлагают абитуриентам дистанционные программы обучения по многим актуальным направлениям: психологии, инженерии, педагогике, юриспруденции и даже медицине. Например, только в одном Университете штата Аризона (США) представлено более 90 дистанционных программ бакалавриата и более 70 — магистратуры. Не меньше возможностей предлагают вузы Великобритании, Германии, Швейцарии, Финляндии и других стран мира, а в России возможность учиться дистанционно предоставляют более 20 университетов.

Дистанционные технологии обучения 

Дистанционное образование предполагает использование специальных инструментов, а также следование особым методам и правилам, в которые обычно включены следующие компоненты: 

  • Индивидуальный план обучения. Дистанционное обучение онлайн в большей степени предполагает коммуникацию между одним студентом и преподавателем, а не группой учащихся. Это значит, что задания, консультации и вектор развития формируются для каждого студента отдельно, в соответствии с его целями и потребностями. 
  • Использование специальных ресурсов для связи. Часто университеты для коммуникации между учащимися и преподавателями предлагают отдельную платформу, онлайн-среду или портал дистанционного обучения. Также активно используются почта, мессенджеры и прочие инструменты
  • Видео- и аудиосвязь. Видеолекции, семинары в режиме онлайн, а также вебинары — важная часть дистанционного обучения. 
  • Мультимедиа-технологии. Дистанционное обучение подразумевает использование электронных учебников, интерактивных карт, программ для тестирования, виртуальных лабораторий и т. д.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Преимущества: 

  • Свободный график. Вы можете самостоятельно планировать свой день, темп и глубину обучения.
  • Снижение затрат. Нет необходимости снимать отдельное жилье, покупать еду вне дома, тратить деньги и время на дорогу. 
  • Совмещение с другой деятельностью. Программа дистанционного обучения строится по гибкой методике, так что студент может совмещать работу и учебу. 
  • Индивидуальный подход. Качество дистанционного образования выше по причине того, что траектория развития студента формируется в индивидуальном порядке. 
  • Стоимость образования. Вузы предоставляют как платное, так и бесплатное дистанционное обучение, и оно практически всегда дешевле очного формата.

Недостатки:

  • Проблемы мотивации. В дистанционном образовании отсутствует влияние внешнего стимула в лице преподавателя, и результаты в большей степени зависят от самодисциплины учащегося. 
  • Ограниченная социализация. Студент ощутимо меньше находится среди сверстников и преподавателей, что может вылиться в проблемы с коммуникацией. 
  • Компьютерная грамотность. К сожалению, по-прежнему далеко не все владеют современными технологиями — как преподаватели, так и студенты — и не до конца понимают, как учиться дистанционно. 

Безусловно, в сравнении с традиционным очным образованием дистанционное обучение — это новшество, история которого пока не так глубока. Тем не менее уже сейчас одно можно сказать наверняка: онлайн-образование уже заняло прочные позиции и пока нет причин для того, чтобы его популярность перестала расти.