Что нового: инновации в образовании

Lectera — новая образовательная платформа с новым подходом к обучению
18 мая, 2020
Тенденции в образовании
19 мая, 2020

Термин «инновации» в современном мире может показаться слегка перегруженным: к ним стремятся, их обещают, ими завлекают, побуждая других внедрять бесконечное количество новинок во все возможные процессы. И тем не менее нельзя сказать, что инновации — это плохо, ведь само слово включает в себя все то захватывающее и хорошее, к чему стремится каждая отрасль, — новизну.

Инновации в образовательной вертикали — отдельная область интереса с повышенным уровнем важности. Ведь главная задача любой образовательной системы заключается не в том, чтобы вложить в голову студента набор знаний, но сделать так, чтобы обучение происходило без принуждения. Именно эту задачу и призваны решать инновационные технологии обучения. Разбираемся, какие инновационные подходы появились в образовании за последние несколько лет.

Проектное обучение

Спустя почти век после первого этапа расцвета проектного обучения (попытки внедрить эту систему в образование приходятся на далекие 1920–30-е гг.) методика возвращается в учебные кабинеты современности. Наверное, у каждого педагога был опыт общения со студентом, который спрашивал: «А зачем мне это знать?» — проектное обучение помогает ответить на этот вопрос, не делая этого напрямую.

Суть подхода заключается в установке связи между теоретическими знаниями и реальным миром за счет объединения теории и практики. Конечно, проектное обучение подходит далеко не ко всем дисциплинам, но в случае с предметами, где оно возможно, преподаватели отмечают общее повышение интереса и вовлеченности учащихся. Проектное обучение использует естественное желание человека решать проблемы и влиять на происходящее, поэтому чем больше связанность с реальным миром, тем лучше.

Учить тему про экологию можно на примере проекта по сортировке мусора, да и в случае с математикой иногда можно считать не сухие обезличенные цифры, а какие-то вполне реальные статистические данные. Любые эксперименты, будь то наблюдение за погодой в рамках географии, выращивание цветов в рамках биологии или наблюдение за безвредными химическими реакциями, относятся к этой же категории. Другое дело, что инновационный образовательный проект — это не просто однократное выполнение эксперимента: у него должны быть поставлены четкие цели, условия и сроки, а результаты должны служить иллюстрацией для объяснения какой-либо темы.

«Час гения»

Технический гигант Google был первой компанией, которая предложила своим сотрудникам посвятить часть рабочей недели личным интересам. Концепция получила название The Genius Hour, «Час гения», но совсем скоро стало очевидно, что подход работает не только в развитии сотрудников компаний и росте их общей удовлетворенности, но и в обучении.

Методика предполагает периодическую передачу инициативы в руки учащихся: раз в неделю они самостоятельно выбирают проекты или темы для обучения, исходя из своих интересов или потребностей. Особенно хорошо этот подход коррелирует с преподаванием технических дисциплин — учащиеся через практику исследуют то, что им интересно, учатся импровизировать и искать нестандартные подходы. Такое обучение сопряжено с повышением уровня интереса и уменьшением уровня стресса, поскольку предполагает отсутствие давления — четких показателей успеха нет, ошибки не портят результаты и не влияют на успеваемость. «Час гения» преимущественно используется для того, чтобы подстегнуть и развить умение учиться. Дополнительные знания идут в качестве приятного бонуса.

Инклюзивность

Довольно долгое время подход к формированию учебных классов предполагал разделение учащихся по общей успеваемости, поведению, склонностям к тем или иным дисциплинам. Отсюда привычные многим классы преуспевающих, отстающих, гуманитариев, технарей, второгодников и проч.

В современном мире такой подход считается бесконечно устаревшим — на смену ему приходят инклюзивные классы, где ученики с физическими, когнитивными, учебными или социально-эмоциональными нарушениями учатся вместе со своими сверстниками, не обнаруживающими подобных проблем. Например, в США, согласно отчету Национального центра статистики образования, только в 2016 году более 60% учащихся с проблемами развития проводили по меньшей мере 80% своего дня в обычных классных комнатах.

Инклюзивное обучение хорошо сказывается на детях с нарушениями, потому что помогает им не чувствовать себя отделенными от общества, и одновременно воспитывает адекватное отношение к людям с особенностями.

Некоторые педагоги вполне закономерно беспокоятся о том, что обычно развивающиеся ученики теряют в образовании, когда их одноклассникам с особыми потребностями требуется слишком много внимания. Вторая проблема — вопрос о том, как обеспечить эффективное обучение детей с ограниченными возможностями. Однако оба этих вопроса решаются наймом надлежащего вспомогательного персонала, а также прохождением дополнительного профессионального обучения.

Целостный подход

Эпоха, когда главная задача образования заключалась в передаче учащимся знаний по набору дисциплин, прошла. Современное инновационное образование — это комплексный подход, воспитание и влияние на учащихся на всех уровнях: академическом, физическом, социальном и эмоциональном. Такой подход побуждает учителей обращать внимание и учитывать уникальные обстоятельства и особенности жизни и личности каждого учащегося. В некоторых образовательных учреждениях целостный подход реализуется за счет ежедневных утренних встреч до начала учебных занятий, на которых учащиеся могут обсудить волнующие их внеучебные вопросы друг с другом и получить ответы от педагогов.

STEAM-подход

STEAM — это аббревиатура, которая расшифровывается как science (наука), technology (технология), engineering (инженерия), art (искусство) и math (математика). Новейшие образовательные подходы предполагают, что STEAM — это самое мощное сочетание тем и методов для обучения, которое включает в себя знания о техническом устройстве мира в их связи с гуманитарными подходами (под «искусством» в аббревиатуре подразумеваются в том числе словесность, обществознание, физика, а не только изобразительное искусство и музыка).

Образование STEAM фокусируется на применении науки, технологий, техники и математики через искусство и дизайн. Конечный ожидаемый результат такого обучения — создание базы для освоения так называемых soft skills, улучшение навыков критического мышления и освоение инструментов и методов для творческого решения проблем и поиска глубинных связей между несколькими областями.

Персонализированное обучение

Не все учащиеся одинаковы по уровню развития или в своем преуспевании по дисциплинам. Как правило, учитывая эти моменты, педагоги вносят незначительные изменения в свой подход к преподаванию ежедневно, даже не задумываясь об этом. Персонализированное обучение берет за основу эту концепцию и углубляет ее.

Инновационные технологии в образовании позволяют персонализировать и настраивать индивидуально уроки и даже методы оценки под разных учащихся. Цель подхода состоит в том, чтобы поддерживать высокие стандарты и ожидания, но адаптировать их от ученика к ученику в зависимости от их способностей и навыков.

Технологии

Пожалуй, отдельный блок — это инновации в образовании, связанные с технологиями: их использование положительно влияет на качество обучения в целом. Новые методы и инструменты облегчают работу педагогов и помогают студентам учиться лучше и быстрее, а интерактивное обучение меняет роль учащихся и позволяет им занимать более активную позицию в процессе собственного обучения.

Онлайн-обучение

Обучение с помощью интернета — практичный, а иногда и более доступный вариант получения образования. Неудивительно, что в последние годы этот вид образования сделал значительный скачок и продолжает расти: люди все чаще выбирают онлайн-курсы, потому что это позволяет экономить время и средства (например, исключить стоимость проживания в другом городе или стране, где расположено учебное заведение).

Онлайн-обучение предлагает более гибкие решения, например возможность учиться в своем собственном темпе, отложить лекцию и повторить материал тогда, когда будет удобно. Это наиболее практичное решение для людей, которые уже работают, но все еще заинтересованы в получении высшего образования.

3D-технологии

3D-печать давно вышла из поля «доступно немногим» и проникла в повседневную жизнь, в том числе и в обучение — с ее помощью студенты имеют возможность легко изучать различные предметы.

Так, студентам биологии и преподавателям не приходится регулярно иметь дело с реальными органами тела или живыми организмами, потому что можно легко напечатать модель, изучить которую сможет каждый. В физике 3D-печать помогает изучать сложные теории, потому что с ее помощью можно преобразовать теоретические знания в материальные объекты. Даже в случае с изучением абстрактных понятий математики 3D-печать будет незаменимым помощником.

Ожидается, что в ближайшее время технология изменит качество образования: многим студентам сложно понять то, чего они не видят, и 3D-печать способна решить эту проблему на все 100%.

Геймификация

Обучение через игры — один из самых полезных способов обучения детей и взрослых, именно на нем построен успех приложений вроде LinguaLeo или Duolingo. Успех подхода кроется в сочетании персонализации (пользователи могут настраивать приложения и играть в них в соответствии с собственным темпом) с естественным психологическим стремлением достигнуть наилучшего наглядного результата (разнообразная статистика, сравнение с другими пользователями и достижения нужны именно для этого).

Интерактивные развивающие игры обучают основным понятиям и оценивают знания в обстановке, свободной от стресса. Каждая игра доступна на разных уровнях, поэтому ученики могут перейти на следующий уровень только тогда, когда будут к этому готовы. Правильные ответы отображаются так, чтобы студенты могли записывать свои ошибки и работать над совершенствованием учебных навыков. Интерактивные игры также способствуют развитию у студентов чувства независимости.

Конечно, игровые методики и приложения пока что не способны полностью заменить преподавателей, однако оказывают неоценимую пользу учащимся в вопросе самостоятельной организации дополнительного обучения. Сами педагоги могут использовать игры для оценки обучения — отслеживание результатов помогает определить, по какой теме и кому из учеников нужна помощь.


Будущее образования зависит от использования методик, которые облегчают обучение и улучшают опыт учащихся. Безусловно, инновационные образовательные технологии могут не быть доступны для всех учебных заведений прямо сейчас. Тем не менее время имеет тенденцию расставлять все по своим местам, и после окончательного укрепления позиций того или иного подхода мы можем ожидать его внедрения в подавляющее большинство систем обучения.

В конечном счете инновации в образовании — это возможность делать то, что приносит пользу обеим сторонам процесса. Преподаватели, занятия и учебная программа должны быть гибкими, ведь только так можно побудить студентов думать самостоятельно, задавать вопросы и искать на них ответы.